jumangy ([info]jumangy) wrote,

Выборг. Почему нам не стыдно?

 Вот уже больше полувека Выборг ­– город русский. И это наша боль и позор…

В городе в этом году празднуют дату взятия города у шведов в 18 в. Устанавливают памятник соратникам Петра. И говорят пафосные слова о русском величии. «Славься, славься, мой Выборг. Ты судьбы моей выбор. Ты с годами только лучше стаааал…», – поет девочка, не моргая глазом, в роскошно-бесвкусном бальном платье на всех городских мероприятиях.

Все это на фоне рушащегося замка – простоявшего с 13 века и не выдержавшего русской эксплуатации. Фундамент сыпется, из-за того, что в городе постоянно ведутся взрывные работы. 

На фоне уникального (раньше разводного) замкового моста ­­– разрушенного и затем тупо заасфальтированного во время Олимпиады-80. (А нафига нам эта уникальность!)

На фоне древней Крепостной улицы, также рушащейся из-за усилившегося автопотока. (Подумаешь, древность!)

На фоне главного позора этой улицы – Домуса, дома книготорговца В. Ховинга – уникального дома, ныне закрытого зеленой сеткой. Там страшно, но очень романтично и красиво, несмотря на обрушившиеся балки, обугленные из-за постоянных пожаров стены, выбитые окна. Этот дом не принадлежит никому. Поэтому купить и отремонтировать его тоже не может никто. Администрации его ремонтировать «не рентабельно». Поэтому торец дома позорно замазали граффити: видимо, на большее, чем неестественно пририсовывать потемкинские деревни, мы не способны. Дом построен в 1904, и окончательно разрушен – не из-за войны, нет – из-за отсутствия ремонта, в конце Советской эры.

Мы празднуем на фоне пустынной площадки, где раньше был Новый кафедральный собор – красивейший собор в неоготическом стиле, который разбомбили русские в 1940 г.

На фоне Площади красного колодца – переименованной, разумеется, в просто Красную – которую теперь венчает, затыкая родник, зеленый Ленин. Зачем было ставить Ленина на родник? Чтобы обеспечить работу коммунальным службам, без конца удаляющих потопы в гниющих домах? Между прочим, тоже непростых домах – памятников северного модерна начала ХХ века, конечно, теперь уже тоже рушащихся.

Я уж молчу об архитектурном вкусе этого района. Хрущевки рядом с северным модерном смотрятся просто в самый раз.

Мы празднуем и на фоне библиотеки им. А. Аалто. Это, конечно, наше достояние, достояние Юнеско, мы его опубликуем на всех открытках и покажем всем туристам, пригласим гостей. Ведь нам не стыдно показывать это достояние финской архитектуры. Подумаешь, что здание давно заплесневело, пошло трещинами, а штукатурка уже просто шмотками сыпется на головы посетителям.

А парк-Эспланада… Что теперь там от Эспланады? Позорные карусельки?

Мон Репо. Парку повезло во время войны, но не повезло с Совком. Его разрушили потом, когда устроили там народные гуляния с профилакториями и детскими садами. Зачем было замазывать уникальную потолочную живопись? И делалось все с таким искусством, что денег ЮНЕСКО на окончательное восстановление парка не хватает  до сих пор.

Здание вокзала. «Прекраснейшее здание и архитектурный ансамбль разрушены в годы Второй мировой войны», – со скорбью сообщается в краеведческих источниках. Медведи с этого здания с отколотыми лапами и головами до сих пор валяются на детских площадках Выборга.

Но почему же гораздо чаще в истории Выборга упоминается о Второй мировой или о какой-то абстрактной войне? Почему не говорить туристам и себе прямо, что это была не Вторая мировая, а позорная Зимняя война 1940 года? И что 80 % второго по величине финского города разбомбила доблестная Красная армия, когда, наплевав на все договоры о мире, напала на Финляндию с воздуха?

Финны уходили из города, бросая вещи, оставляя недопитый кофе. И возвращались в 40х в почти полностью разрушенный, но любимый город, чтобы вновь восстановить его и сделать еще лучше. В 44 им пришлось бежать из города вновь, окончательно.

Мы оттяпали 10 % Финляндии и Выборг, сделав сотни тысяч финнов беженцами, без дома и родины – для чего? Чтобы заселить его советскими переселенцами, без памяти о родине и родстве, которым дела и не было и нет и до своей истории, не то, что до истории какого-то финского города?

И вот интересно мне. Почему мы до сих пор все ликуем и празднуем? Почему мы так мало говорим о своих позорных войнах и агрессии? Почему нам до сих пор не больно от того, что мы такие? Почему нам не стыдно?

Tags: Выборг

  • Post a new comment

    Error

    Your reply will be screened

  • 15 comments

[info]andrei_platonov

July 17 2010, 18:54:52 UTC 1 year ago

Большевики, сталинцы целенаправленно повырубили тех, кому могло бы быть стыдно. Целенаправленно разрушали историческую память.

Извините, не скажете, а крепость можно посмотреть, там есть музей? Буду несколько часов в Выборге, что можно посмотреть?

[info]jumangy

July 17 2010, 22:07:37 UTC 1 year ago

От вокзала можно идти в обратном хронологическом порядке. Например, так.

Северный модерн. Дом сразу напротив вокзала – бывший дом Пиетинена (1908) (http://photos.streamphoto.ru/8/2/f/d45afa2c18e80ecf3127c5c6f0021f28.jpg). Весь фасад здания украшен маскаронами - героями эпоса Калевалы. Это было одно из первых в городе зданий с лифтами и водопроводом с горячей водой.

Затем по Вокзальной улице можно прийти к дому торговой фирмы «Хякли, Лаллукка и К°» (1905-06 гг) (http://photofile.ru/photo/mau/95171991/103122860.jpg). Тоже Северный модерн.

Красная площадь. Застраивалась в начале 20 века. Раньше она называлась «Площадь красного колодца», потому что вместо Ленина здесь находился колодец с технической (ржавой, красной) водой. Кроме того здесь во время выборгской резни в 1599 году казнили короля Сигизмунда. До войны здесь шла торговля. Справа от Ленина – дом-Сова (1907), с совиными ушками и фигурками сов.

С другой стороны площади – библиотека им. А. Аалто. Можно зайти внутрь читального зала и увидеть шедевр Аалто изнутри. Правда, зрелище в настоящий момент очень печальное. Рядом с библиотекой Аалто – скульптура лося. Это символ Выборга. Точно такой же лось стоит в Хельсинки.

За библиотекой Аалто – памятная площадка. Здесь до войны была красивейшая лютеранская кирка.
Можно вернуться на проспект Ленина и идти по нему прямо до Рыночной площади. На месте первого перекрестка от Красной площади был каменный вал, проходила граница города 16 в. Справа от вас будут красивые здания банков. Слева – парк-Эспланада.

Рыночная площадь. Здесь проходила первая граница города (15 в.). Там же – здание рынка, круглая башня (баранья тюрьма). Эта башня была частью крепостной стены, окруженной рвом. Все, что между башней и замком – самая старая часть города.

Рыночная площадь входит в состав каскада трех площадей. Чтобы увидеть остальные площади, можно пройти вдоль парка-эспланады и круглой башни по улице вверх. Вы увидите Пионерскую площадь и Собор Петра и Павла. В соборе есть орган. У фонтана стоит каменный медведь – это один из четырех медведей, с довоенного выборгского вокзала. Рядом с собором – памятник М. Агриколе, восстановленный. Раньше такой же памятник стоял у лютеранской кирки.

Театральная площадь. Спасо-Преображенский собор.

Самое интересное.
Между Театральной и Пионерской площадью идет Крепостная улица. Она приведет вас к замку. Это улица, где обязательно надо побывать. Вы увидите Часовую башню. На нее можно забраться и посмотреть панораму города. Рядом башней до войны был монастырь. Сейчас там руины.

Улица, отходящая от часовой башни к заливу (ул. Водной заставы), считалась самой красивой скандинавской улицей. Если пройти по ней немного вниз – увидите костел Св. Гиацинта (16 в.), сейчас там картинная галерея. Если спуститься вниз до следующей улицы, попадете на Прогонную улицу (раньше по ней гнали скот для выпаса за стенами города). На этой улице можно увидеть древний жилой дом.

По этой же улице можно выйти к замку.

Замок нужно посетить обязательно. Там же есть исторический музей. С замка можно увидеть очень красивую панораму Выборга.

Если пройти по мосту за замок, можно увидеть Аннинские укрепления (времен Анны Иоановны).

Если пройти еще дальше – можно отдохнуть в живописном парке Мон Репо. Там есть очень красивая капелла Людвигштайн, где захоронено семейство Николаи (владельцев парка), вокруг скалы и вид на залив.

Также от замка можно пройтись вдоль залива по Южному валу и увидеть «Плоский дом».
Затем пойти по Выборгской улице и увидеть Башню Ратуши. Рядом с ним – руины бывшего Доминиканского монастыря.

На обратном пути к вокзалу можно пройтись по живописной набережной залива Салакка-Лахти :)

[info]andrei_platonov

July 18 2010, 01:22:20 UTC 1 year ago

Огромное спасибо. Так и сделаю.

[info]jumangy

July 18 2010, 16:21:31 UTC 1 year ago

Желаю приятной прогулки :)

[info]andrei_platonov

July 18 2010, 18:26:17 UTC 1 year ago

Спасибо. Вы уже приготовили к тому, что впечатления не будут слишком радужными. Я помню ужасные картины разрухи исторического Кенигсберга-Калининграда, виденные в 1983 году.
Кстати, у моей жены отец был родом из Выборга. Его предки по материнской линии - православные крестьяне, вероятно, старообрядцы, жили в Суйстамо и Соанлахти. Это тоже теперь на территории России. А по отцовской - служилые люди, лютеране, из Выборга.

[info]jumangy

July 19 2010, 19:50:51 UTC 1 year ago

Я слышала, что те, кто жил в Выборге до войны, не хотят приезжать в Выборг нынешний. Им больно это видеть...
Впечатления от Выборга радужные, пожалуй, только у тех, кто живет в типовых российских городах. Слишком уж он не похожи улицы Выборга на обычные проспекты Ленина и Красные площади. Но многим, даже тем, кто не видел финского Выборга, тоже становится грустно и странно от того, что видишь.

Вот здесь, кстати, поклонники Выборга выложили много красивых исторических фотографий города: http://terijoki.spb.ru/g2/main.php?g2_itemId=7653

А вот здесь можно побродить по виртуальному Выборгу осенью 1939 года: http://www.virtuaaliviipuri.tamk.fi/photo.php?lang=ru&photo_id=133

[info]andrei_platonov

July 19 2010, 20:18:48 UTC 1 year ago

Спасибо.

[info]sinyaya_neba

July 18 2010, 19:32:23 UTC 1 year ago

да почему же не стыдно? стыдно. но от этого мало толку. для того, чтобы поправить положение стыдно должно быть не только нам, но и тем, кто располагает средствами, связями и пр. у нас же есть только память. и порою кажется, что это тоже немало.

[info]jumangy

July 19 2010, 20:09:47 UTC 1 year ago

Я вот тоже так думала: бедный, мол, русский народ - культурно-культурный такой весь, но бедный. Вот только как-то с властью не везет и с людьми со связями.
Но разве это сильные мира сего разрисовывают себе подъезды и гадят в лифтах? Разве это они на скамейки садятся исключительно на спинки, а на сидушки ставят грязные ноги? Разве это они, приезжая в Выборг и Мон Репо, нахлебаются в хламину и плюют и, простите, блюют, и пьяным своим ликом падают в "источник" (который уже почти не такой уж и источник) "Нарцисс"? Разве они устраивают костры на чердаках разрушающихся исторических зданий?
И разве уследит за всем этим власть, если внутренней гордости нет никакой у людей? Да и будет ли она следить, ведь у власти точно такие же, мы. Я не о нас с тобой сейчас говорю (хотя все мы из одних корней), я в плане этноса (которого, впрочем, тоже нет). Что это такое вообще, русские? Это ж надо было так искалечить характер нации...
А главная наша беда - это отсутствие памяти и равнодушие.

Вот такой вот мой пафос.

[info]sinyaya_neba

July 22 2010, 17:23:26 UTC 1 year ago

дело не в том, что у нас нет гордости. дело в том, что нам не хватает воспитания. мне кажется, после развала союза в этом плане многое изменилось. чем занимались люди? элементарно выживали. крутились, бегали с одной работы на другую, а получали гроши. мысль в голове была одна: одеть, обуть и накормить. а воспитанием займется школа, например. дети, которые родились в 90-е, тоже "попали". они родились в хаосе, все что-то делили, куда-то таскали. до них никому не было дела. и сейчас, в принципе, ничего не изменилось. они всё так же никому не нужны. и мы никому не нужны. мы все. кроме того, в какой-то момент стало сразу всё можно. и этот посыл понятен: мол, пусть у моего ребенка будет всё, ведь у меня не было ничего. и вроде бы хорошие намерения, но дорожка-то куда ведёт? это уже вседозволенность. ребёнок, который заходит в автобус со словами "ну, и где я сяду?", внушает мне ужас. родители любят своих детей несмотря ни на что. и собственные промахи проще игнорировать, чем признавать. а потому так будет всегда, и это не мой ребёнок разрисовал подъезд, не мой ребёнок горланил пьяные песни всю ночь во дворе, это не его камень разбил окно соседей. это не может быть мой ребёнок, потому что я его этому не учил. да, но этого ребёнка не научили и другому.
хотя всё-таки нет... детей учат выживать. зубами вырывать то, что им нужно. а методы - это такая ерунда - они не важны. здесь тоже можно всё.
мы все считаем себя лучше других. а потому гордость у нас есть, но она какая-то больная, извращенная. каждый гордится собой, потому что не видит ничего другого. и не хочет видеть. а ты сама прекрасно понимаешь, что если человек не хочет, то заставить его нереально. вот и получется культурная нация бескультурных.
по-моему, так.

[info]jumangy

July 23 2010, 10:54:57 UTC 1 year ago

Не думаю, Лен, что это началось в 90-х. По-моему, корни идут от 1917-го...
90-е - это лишь плоды. Хорошие родители обычно не воспитывают плохих детей, несмотря на политику и трудности. А вот когда нормальных воспитателей уничтожают совсем - это другое дело.

Anonymous

August 27 2010, 18:03:36 UTC 1 year ago

Отличный текст. Если бы не последний абзац.
Кто такие эти "мы", которым должно быть стыдно?
Вам - стыдно. Это следует из текста. А остальные - это либо те, кто видит происходящее в стране, либо "если слепой поведёт слепого..."

[info]jumangy

September 1 2010, 07:00:02 UTC 1 year ago

Согласна. На самом деле, много таких, которым стыдно. Это я уж, каюсь, утрировала...

Anonymous

January 3 2012, 17:34:12 UTC 4 months ago

Прочитал с болью в сердце.Так как всё это вижу на примере гибнущего моего любимого Санкт-Петербурга.
Выборг.это один из моих любимейших городов. но кстати и москвичи( настоящие) могут подписаться под текстом. Так как Москва фактически уже прекратила своё существование.Нет её уже.

[info]jumangy

January 4 2012, 11:31:03 UTC 4 months ago

Да, да... Все так. И Санкт-Петербург, и Москва... Москва особенно пострадала. А Псков - что с ним сейчас творится...
Ужасно больно все это, не то слово.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…